- Что это
- Направления и цели
- История становления
- Приоритеты
- Реализация и будущее
- Владимир Путин поставил перед правительством задачи по 12 направлениям:
- 1. Здравоохранение
- 2. Образование
- 3. Жилье и городская среда
- 4. Экология
- 5. Дороги
- 6. Рынок труда
- 7. Наука
- 8. Цифровая экономика
- 9. Культура
- 10. Малые предприятия
- 11. Сотрудничество и экспорт
- 12. Магистральная инфраструктура
- Начало реализации национальных проектов
- Продление сроков реализации национальных проектов, национальных программ
- Указы от мая 2012 года
- Приоритетные проекты на 2016-2018 гг
- Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье для граждан России»
- Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»
- Национальный проект «Здоровье»
- Национальный образовательный проект
- Что представляет собой национальный проект «Демография»?
- В чем особенности проекта «Безопасные и качественные дороги»?
- Что изменится после реализации проекта «Жилье и городская среда»?
- Чем характеризуются национальные проекты «Экология» и «Наука»?
- «Экология»
- «Наука»
- В чем особенности национального проекта «Цифровая экономика»?
- Какие еще проекты планируются?
Что это
Национальные проекты России — под этим определением подразумевается весь комплекс программ, направленных на различные сферы экономики, промышленности и социальной политики государства. Они были приняты голосованием парламентариев в 2018 году и подписаны президентом России В. В. Путиным. Ожидается, что их реализация произойдет в период с 2019 по 2024 год.
12 крупных национальных проектов финансируются из нескольких источников:
- государственный бюджет;
- бюджеты областей и отдельных регионов;
- из частных внешних фондов на тендерной основе.
Направления и цели
Перечень приоритетных национальных проектов развития России включает следующие основные направления:
- развитие и инвестиции в человеческий капитал как национальное достояние. Этот сводный раздел включает вопросы, связанные со здравоохранением, образованием, демографическими параметрами и культурным наследием. Что касается образования, то планируется достичь таких параметров, чтобы успех каждого ребенка в прохождении школьной программы не зависел от региона, в котором он проживает. В секторе здравоохранения будут внедряться такие инновации, как телемедицина, чтобы обеспечить доступ к качественным услугам независимо от региона или района. Что касается культурной части, то она достаточно обширна и может включать блюда, костюмы, традиции, ремесла народов России;
- городская среда и комфортные условия для жизни людей. Сюда входят вопросы экологии, качества и безопасности дорог и других видов перемещения, уровень городского и сельского жилья. Также необходимо создавать качественные дороги по всей стране, а не только в отдельных районах, тем самым создавая единую дорожную сеть по всей стране, что позволит не только улучшить качество жизни людей, но и ускорить развитие экономики. Программы и проекты «Чистая страна», «Охрана лесов и других природных территорий» и другие реализуются с целью создания не только оптимальных условий для жизни человека, но и сохранения природного наследия для потомков;
- третий раздел — развитие экономики Российской Федерации и рост по всем направлениям. Сюда входят не только все сферы экономики и промышленности, но и международное сотрудничество в области импорта и экспорта, малого бизнеса, развития различных отраслей, повышения производительности труда и содействия занятости населения. Цифровая экономика является одним из отдельных пунктов данного раздела.
История становления
Разработка национальных проектов в Российской Федерации проходила в следующем порядке:
- после инаугурации президента состоялось заседание Совета по стратегическому развитию, которое контролировал и регулировал глава государства. Здесь была поставлена задача определения приоритетных национальных проектов;
- на встрече присутствовал премьер-министр Медведев, которому было поручено контролировать и оценивать выполнение поставленных задач;
- затем президент и премьер-министр, как два лидера страны, встретились лично, чтобы обсудить основные пути наиболее эффективного финансирования проектов;
- затем российское правительство назначило координаторов, ответственных за реализацию каждого направления;
- затем были разработаны национальные паспорта проектов, и их данные были внесены на портал. Поэтому, чтобы подробно ознакомиться с ними, достаточно зайти на официальный сайт и проверить, на какие темы существуют государственные программы развития и в каком направлении планируется будущее той или иной отрасли или сферы;
- государственные программы, включающие 12 национальных проектов, должны быть мобильными и гибкими. Для обеспечения этого российское правительство добавило дополнительные пункты по модернизации и расширению инфраструктуры.
Приоритеты
На 2022 год приоритетными являются все направления и ключевые параметры национальных проектов. Наиболее финансируемыми являются:
- безопасная среда проживания, включая дороги хорошего качества;
- цифровая экономика;
- международное сотрудничество и вопросы импорта и экспорта.
Реализация и будущее
Для эффективной реализации всех вышеперечисленных вопросов на одном из заседаний партии «Единая Россия» было принято решение о создании информационной линии для граждан страны. По этой линии можно направлять вопросы, жалобы и предложения по Национальным проектам.
Кроме того, была создана специальная система под названием «Электронный бюджет». Она управляет активами и средствами, выделенными на программу.
В настоящее время все еще принимаются указы и законы, способствующие реализации всех упомянутых программ. Это необходимая мера для того, чтобы урегулировать некоторые вопросы, связанные с реализацией проекта, и достичь оптимального результата.
Владимир Путин поставил перед правительством задачи по 12 направлениям:
После инаугурации 7 мая президент Владимир Путин подписал указ, определяющий цели правительства, которые должны быть достигнуты к 2024 году. Для этого были разработаны национальные проекты в 12 областях социально-экономического развития. Кабинет министров утвердил их, а также прогноз национального развития. Финансовые ресурсы для реализации майского указа составили около 25 трлн рублей, из которых 8 трлн рублей необходимо изыскать. Государственные программы будут переформулированы на основе приоритетов, изложенных в указе.
12 национальных проектов — это прежде всего информация для бизнеса о том, где и что будет делать государство, куда оно будет вкладывать средства и какие условия создаст для частной инициативы. Государственные служащие в своих кабинетах не могут добиться, скажем, пятипроцентного роста производительности труда в год, но они могут помочь создать условия, при которых предприятия смогут этого добиться, а работники не будут болеть, будут повышать свою квалификацию и т.д.
1. Здравоохранение
По данным исследования здоровья 2016 года, 30,86% населения относится к группе 1 (отсутствие заболеваний, минимальный набор факторов риска для их развития), 18,32% — к группе 2 (высокий риск смерти при скрытом течении заболевания), 50,82% населения — к группе 3 (заболевания, требующие медицинского наблюдения).
— снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста до 350 на 100 000 жителей;
— снижение уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний — до 450 случаев;
— снижение уровня смертности от рака — до 185 случаев;
— снижение младенческой смертности до 4,5 на тысячу рождений;
— реализация программ по борьбе с раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
— развитие здравоохранения для детей и создание современной инфраструктуры для оказания медицинской помощи детям;
— создание системы защиты прав пациентов;
— увеличение экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза (до одного миллиарда долларов в год);
— завершение создания сети учреждений первичной медицинской помощи с использованием географической информационной системы с учетом необходимости строительства амбулаторий, фельдшерских пунктов и фельдшерско-акушерских пунктов в н.п. с населением от 100 до 2 000 человек.
2. Образование
— поставить Россию в десятку лучших стран мира по качеству общего образования;
— обновление содержания и совершенствование методов преподавания в области «Технологии»;
— создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и универсальности и направленной на самоопределение и профориентацию;
— создание условий для раннего развития детей до трех лет и реализация программы поддержки родителей детей, получающих семейное дошкольное образование;
— создание современной и безопасной цифровой образовательной среды;
— создание системы профессиональных конкурсов с целью предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
— создание условий для развития наставничества, поддержка общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства;
— как минимум удвоить число иностранцев, обучающихся в университетах и научно-исследовательских институтах, и реализовать ряд мер по трудоустройству лучших из них в России.
3. Жилье и городская среда
— предоставление доступного жилья для семей со средним уровнем дохода;
— кардинальное повышение комфортности городской среды, увеличение на 30% индекса качества городской среды и двукратное сокращение числа городов с неблагоприятной средой;
— создание механизма прямого участия граждан в создании комфортной городской среды и увеличение до 30 процентов доли граждан, принимающих участие в решении вопросов, связанных с развитием городской среды;
— обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
— развитие рынка ипотечных ценных бумаг, постепенный переход от привлечения средств на коллективное жилье к другим формам финансирования, защищающим права граждан и снижающим их риски;
— снижение административного бремени для застройщиков;
— создание механизмов формирования комфортной городской среды и комплексного развития городов и других населенных пунктов на основе индекса качества городской среды;
— создание механизмов переселения граждан из непригодных для проживания помещений для обеспечения соблюдения их жилищных прав.
4. Экология
— эффективное управление отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех несанкционированных свалок в черте города, выявленных по состоянию на 1 января 2018 года;
— резкое снижение уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах, включая сокращение не менее чем на 20 процентов общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в наиболее загрязненных городах;
— улучшение качества питьевой воды в том числе для жителей городов, не имеющих современных систем централизованного водоснабжения;
— сохранение биоразнообразия, в том числе путем создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
— ликвидация свалок и восстановление земель, на которых они расположены, создание условий для переработки всех отходов, утилизация которых запрещена;
— создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов;
— переселение редких видов животных;
— создание современной инфраструктуры для безопасного обращения с опасными отходами I и II классов;
— ликвидация наиболее опасных участков накопленного экологического ущерба в России;
— модернизация систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, в том числе разработанных оборонной промышленностью;
— реализация проекта по сокращению в три раза объема сброса загрязненных сточных вод в Волгу, устойчивое функционирование Нижневолжского водохозяйственного комплекса и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
— очистка берегов и прибрежных вод озера Байкал, Телецкого, Ладожского, Онежского и рек Волга, Дон, Обь, Енисей, Амур, Урал и Печора;
— создание инфраструктуры для экотуризма в национальных парках и восстановление лесов на всех территориях после вырубленных и погибших лесных насаждений.
5. Дороги
— увеличение доли региональных дорог в их общей протяженности как минимум до 50%;
— сокращение доли перегруженных федеральных и региональных дорог в их общей протяженности на 10%;
— снижение количества смертельных случаев на дорогах в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом;
— внедрение общедоступной информационной системы для мониторинга формирования и использования дорожных фондов на всех уровнях;
— введение новых технических требований и стандартов для усовершенствования дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации ДТП;
— внедрение автоматизированных и роботизированных технологий для управления дорожным движением и обеспечения правопорядка.
6. Рынок труда
— повышение производительности труда на средних и крупных предприятиях в основных несырьевых секторах экономики не менее чем на 5% в год;
— поощрение внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности и модернизации активов, в том числе путем предоставления налоговых преференций;
— снижение административных ограничений, препятствующих росту производительности, и замена устаревших рабочих мест;
— создание системы подготовки кадров для обучения основам повышения производительности труда, в том числе с помощью цифровых технологий.
7. Наука
— обеспечить место России в пятерке ведущих стран мира по исследованиям и разработкам в приоритетных областях;
— сделать работу в России привлекательной для российских и зарубежных ведущих ученых и перспективных молодых исследователей;
— опережающий рост внутренних расходов на научные исследования и разработки из всех источников по сравнению с ростом ВВП;
— создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок и инноваций, включая создание и развитие сети уникальных «меганаучных» объектов;
— необходимо создать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их сотрудничества с предприятиями реального сектора российской экономики;
— необходимо модернизировать не менее половины приборной базы ведущих научно-исследовательских организаций;
— создание научных центров мирового класса, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований.
8. Цифровая экономика
— увеличение инвестиций в развитие цифровой экономики не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;
— использование государственными и местными органами власти преимущественно отечественного программного обеспечения;
— обеспечение информационной безопасности на основе национальных достижений в области передачи, обработки и хранения данных;
— внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и государственных услуг;
— трансформация здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, строительства, городского хозяйства, транспортной и энергетической инфраструктуры, финансовых услуг за счет внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
9. Культура
— укрепление российской гражданской идентичности, основанной на духовно-нравственных и культурных ценностях;
— создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включая концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие школы искусств, выставочные пространства;
— обеспечение детских музыкальных, художественных и танцевальных школ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
— создание национального молодежного симфонического оркестра;
— создание (обновление) таких организаций, как клубы культуры и отдыха в сельских поселениях, создание музейных комплексов и развитие муниципальных библиотек;
— создание условий для показа национальных фильмов в кинотеатрах в городах с населением до 500 000 человек;
— переоборудование и реконструкция региональных и муниципальных театров для юных зрителей и кукольных театров;
— поддержка волонтерских движений, в том числе поддержка сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
10. Малые предприятия
— упрощение налоговой отчетности;
— создание цифровой платформы для поддержки производственной и коммерческой деятельности малых и средних предприятий;
— упорядочение системы закупок для основных клиентов малых и средних предприятий;
— упрощение доступа к льготному финансированию, включая ежегодное увеличение объема льготных кредитов;
— модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся малыми и средними предприятиями, и увеличение их доли в общем объеме несырьевого экспорта до 10%;
— создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
— создание новой налоговой системы для самозанятых лиц, предусматривающей автоматическое предоставление информации о продажах в налоговые органы, освобождение от отчетности, единовременный платеж с дохода, включающий страховые взносы.
11. Сотрудничество и экспорт
— создание глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг, в которых совокупная доля экспорта товаров (работ, услуг) составляет не менее 20% ВВП;
— достижение 250 миллиардов долларов США в год в неэнергетическом экспорте (в стоимостном выражении), включая машиностроение (50 миллиардов долларов США) и сельскохозяйственную продукцию (45 миллиардов долларов США);
— добиться экспорта услуг из России на 100 млрд долларов США в год;
— создание эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза с целью увеличения объема торговли между государствами-членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста совокупных взаимных инвестиций в полтора раза;
— ориентация промышленной, сельскохозяйственной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) с целью обеспечения их присутствия на внешних рынках;
— сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену чрезмерных требований по лицензированию экспорта и валютного контроля;
— организация взаимодействия между международными трейдерами и регуляторами по принципу «единого окна»;
— устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и строительство (модернизация) пунктов пропуска через гос.границу;
— создание единой системы институтов продвижения экспорта, модернизация торговых представительств за рубежом;
— завершение создания общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕАЭС, включая возможное устранение барьеров, ограничений и изъятий для экономического сотрудничества, с активным использованием механизмов для совместной проектной деятельности.
12. Магистральная инфраструктура
— сокращение времени транзита контейнеров по железной дороге, в частности с Дальнего Востока до западной границы, до семи дней и четырехкратное увеличение транзитных контейнерных перевозок;
— увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в два раза, до 180 млн. тонн;
— реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиамаршрутов в обход Москвы до 50% от общего количества внутренних регулярных авиамаршрутов;
— строительство и модернизация участков российских автодорог, связанных с международным транспортным маршрутом Европа-Западный Китай;
— увеличение мощностей морских портов, включая порты Дальнего Востока, Северо-Запада, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;
— увеличение пропускной способности железных дорог к морским портам в Азовском и Черноморском бассейнах;
— обеспечение доступного электроснабжения, в том числе путем развития централизованных электросетей для удовлетворения потребностей социально-экономического развития и развития распределенной генерации, в том числе из возобновляемых источников энергии.
Начало реализации национальных проектов
С начала 21 века в России разрабатываются различные концепции и программы стратегического развития страны. Федеральные целевые программы (ФЦП) стали первым инструментом комплексного решения целевых проблем и начали применяться с 2002 года.
5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Путин объявил о начале реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Целью этих программ была концентрация бюджетных и административных ресурсов на основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, что привело бы к повышению качества жизни российских граждан.
21 октября 2005 года при главе государства был создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 и 2012-2016 годах — Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годах — Комиссия при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, в 2016-2018 годах — Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).
С 1 января 2006 года в России стартовали четыре национальных проекта: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье для граждан России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)».
Продление сроков реализации национальных проектов, национальных программ
29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством президента Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры национальных проектов на 2011-2013 гг. Всего на реализацию трех проектов (Здоровье, Образование, Доступное жилье) выделено 1 трлн 392 млрд рублей, в том числе около 798 млрд рублей из федерального бюджета.
В частности, в рамках проекта «Здоровье» планировалось увеличить продолжительность жизни на 2,3 года до 71,3 года (фактически это значение было достигнуто в 2015 году). Национальный проект «Образование» на 2011-2013 гг. предусматривал финансирование программы развития ведущих российских вузов на сумму 41 млрд рублей, ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных учителей и т.д.
В 2010 году Правительство утвердило новые документы стратегического планирования — государственные программы («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда на 2011-2020 годы» и т.д.). На конец 2018 года в России действовало 43 государственные программы.
Указы от мая 2012 года
7 мая 2012 года, в день своей инаугурации, президент России Владимир Путин подписал так называемые майские указы, в которых обозначил основные направления социально-экономического развития России до 2020 года. Документы касались экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, оптимизации системы государственного управления, развития Вооруженных сил России.
Подписанный президентом пакет законов устанавливал ряд социальных и экономических показателей, которые должны были быть достигнуты к 2018 или 2020 году в рамках реализации майских указов. К ним относятся: Увеличение реальной заработной платы и производительности труда в 1,5 раза; создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест с зарплатой выше средней по отрасли; оснащение армии самым современным оружием на 70%; 20-е место в рейтинге по условиям ведения бизнеса; увеличение продолжительности жизни в стране до 74 лет к этому же сроку; увеличение инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% от валового внутреннего продукта (ВВП); увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 1,3 раза.
На конец 2018 года ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата в 2012 году — 70,5 лет, а целевой показатель на 2018 год — 74 года).
В 2017 году доля высокотехнологичных и наукоемких секторов в ВВП составила 21,7% (целевой показатель на 2018 год — 30%).
Число высокопроизводительных рабочих мест в 2017 году составило 17,6 млн, а к 2020 году планировалось достичь 25 млн.
Уровень оснащенности российской армии современным вооружением и техникой в 2017 году, по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 году (тогда показатель составлял 16%). — В общей сложности в период с 2012 по 2017 год в армию было поставлено более 58 000 единиц техники и различных комплексов.
Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 году до 2,45% в 2016 году, превысив целевой показатель в 2,44%.
Россия заняла 31-е место в рейтинге условий ведения бизнеса Всемирного банка, опубликованном в мае 2018 года (120-е место в 2012; целевой показатель — 20-е место в 2018 году).
Приоритетные проекты на 2016-2018 гг
30 июня 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же указом были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Совет по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического национального развития и определения ключевых параметров важнейших государственных проектов и программ.
13 июля 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития Российской Федерации на период до 2018 года и на период до 2025 года: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. В то же время было принято решение о создании к 1 декабря 2016 года «пилотного портфеля приоритетных проектов», которые будут реализованы.
15 октября 2016 года Президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам и Департамент проектной деятельности Аппарата Правительства РФ были утверждены в качестве постоянно действующих органов управления проектной деятельностью в Российской Федерации.
В 2016-2018 годах были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Пропаганда здорового образа жизни» и т.д.). С 2018 года изменения в проектном управлении также были введены во многих государственных программах. В 2017 году на реализацию приоритетных проектов в федеральном бюджете было выделено в общей сложности около 177 миллиардов рублей; в 2018 году — 168 миллиардов рублей.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье для граждан России»
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» был направлен на создание рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России. Период реализации проекта охватывал 2006-2010 гг. Одной из целей было увеличение ежегодного объема жилищного строительства в России до 80 млн. кв. м к 2010 году. Однако этот параметр не был достигнут в запланированные сроки: по данным Росстата, объем жилищного строительства составил 64,1 млн кв. м в 2008 году и 58,4 млн кв. м в 2010 году. Показатель в 80 миллионов квадратных метров в год был достигнут только к концу 2014 года.
В рамках нацпроекта также планировалось увеличить объем ипотечного кредитования с 20 млрд рублей до 415 млрд рублей в год. По данным Банка России, в 2010 году в стране было выдано ипотечных кредитов на 380,1 млрд рублей, а в 2011 году — на 716,9 млрд рублей. В 2011 году объем выданных ипотечных кредитов вырос до 716,9 млрд рублей.
Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»
Целью национального проекта «Развитие АПК» было увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Национальный проект охватывает три направления: «ускоренное развитие животноводства» (основной целью было сделать кредит доступным как для крупных, так и для мелких ферм); «поощрение развития мелких ферм»; и «доступное жилье для молодых сельских специалистов». Ожидалось, что это увеличит производство мяса на 7%, а молока — на 4,5%. Ожидалось, что производство малых хозяйств и крестьянских хозяйств (ферм) также увеличится на 6%. Планировалось построить 1 392 900 м2 жилья и улучшить жилищные условия для 31 64 000 молодых сельских жителей. В 2006-2007 годах финансирование проектов составило 34,9 млрд. рублей. По данным Министерства сельского хозяйства, к концу 2007 года были достигнуты цели всех трех компонентов Национального проекта. В 2008 году Национальный проект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.
Национальный проект «Здоровье»
Национальный проект «Здоровье» предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, обучение медицинских специалистов, предоставление дополнительных льгот врачам и медицинскому персоналу, строительство высокотехнологичных медицинских центров и т.д. В 2006 году на эти цели из государственного бюджета было выделено 62,6 миллиарда рублей. В 2006-2010 годах в рамках национального проекта «Здравоохранение» было потрачено в общей сложности 607 миллиардов рублей. С 2006 года участковые врачи и медсестры получали, помимо основной заработной платы, дополнительные выплаты в размере 10 тысяч рублей и 5 тысяч рублей в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составила 5 000 рублей, для фельдшеров — 3 500 рублей, для медсестер — 2 500 рублей. В 2006-2010 годах в России, по словам заместителя председателя правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 000 клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 года постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые должны быть построены. В ходе реализации Национального проекта «Здоровье» было завершено строительство 13 федеральных медицинских центров. В рамках Национального проекта с 1 января 2006 года стартовала программа «Родовой сертификат». Это позволяет любой беременной женщине выбрать любой родильный дом и воспользоваться амбулаторной клиникой для наблюдения за ребенком в течение первого года жизни.
Национальный образовательный проект
Национальный проект «Образование» поддерживает лучшие учебные заведения, внедряет современные образовательные технологии, поощряет вузы и школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, а также обеспечивает все российские школы доступом в Интернет. В период с 2006 по 2010 год на реализацию национального проекта «Образование» было выделено 280 млрд. рублей. Государственная поддержка была оказана 3 000 инновационных школ (по 1 млн. рублей) и 10 000 лучших учителей (по 100 000 рублей). Семнадцать лучших инновационных университетов России получили гранты на сумму 5 млрд рублей. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии в размере 60 000 рублей и 30 000 рублей каждая для поддержки талантливой молодежи. Программа по подключению российских школ к Интернету была завершена досрочно в 2008 году. Федеральные университеты были созданы в 2006 году в Южном и Сибирском (Ростов-на-Дону и Красноярск) федеральных округах (еще восемь федеральных университетов были созданы в период с 2010 по 2014 год). Решением Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике от 19 января 2010 года Национальный проект «Образование» стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Что представляет собой национальный проект «Демография»?
Это комплекс программ, направленных на увеличение продолжительности и качества жизни, а также на повышение рождаемости. Люди предпенсионного возраста смогут воспользоваться курсами переподготовки и будут востребованы на рынке труда. Национальный проект также направлен на то, чтобы мотивировать людей заниматься спортом и правильно питаться. Стоимость проекта составит 3,1 трлн рублей.
Реализация проекта
Согласно отчету министра здравоохранения, в 2022 году проект реализуется в соответствии с планом, а некоторые даже с опережением графика.
Уровень младенческой смертности снизился и достиг уровня, ожидаемого к 2023 году. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 67 лет до 73,7 лет, что на 0,8 года больше, чем в 2019 г. И это касается только мужчин; у женщин ситуация еще лучше — 78,5 лет.
План по переобучению людей предпенсионного возраста, реализуемый службами занятости, более чем выполнен. Более 100 000 человек уже прошли обучение, и в 2022 году планируется сделать то же самое. Сорок тысяч женщин уже прошли повышение квалификации и переподготовку, находясь в декретном отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
В конце 2019 года была запущена программа льготной ипотеки для дальневосточников, в рамках которой дальневосточным «получателям гектаров» и молодым семьям предлагается кредит под процентную ставку 2% годовых на срок до 20 лет на сумму до 6 млн рублей. Спустя четыре месяца после запуска ипотечной программы уже было подано более 12 000 заявок.
В мае 2020 года конкурс по отбору частных медицинских организаций, которые получат гранты на оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше, был продлен до 15 июня. Пилотный проект будет включать частные клиники в 18 регионах, и даже там россияне смогут получить бесплатное обслуживание.
В чем особенности проекта «Безопасные и качественные дороги»?
После реализации национального проекта планируется вдвое снизить смертность на дорогах, создать надежную транспортную инфраструктуру и обеспечить комфортность поездок. На эти цели было и будет выделено почти 4,8 триллиона рублей.
Реализация проекта
В июле 2020 г. 45% дорог соответствовало законодательным требованиям. Количество зон концентрации ДТП на дорогах сократилось на 20%.
Больше всего работы было проведено в Республике Башкортостан, Чеченской Республике и Самарской области. Любой желающий может сообщить о проблемах, возникающих в его городе, на официальном сайте проекта и в социальных сетях.
В конце апреля состоялась видеоконференция по развитию Омской области, посвященная строительству нового аэропорта в Омске и развитию города. Бюджет регионального проекта составляет 3,842 млрд рублей. Планируется отремонтировать 33 дорожных объекта протяженностью 152 км.
Финансирование из бюджета регионального проекта «Дорожная сеть» увеличено на 187,3 млн рублей. Это деньги на повышение безопасности дорожного движения и ликвидацию мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Что изменится после реализации проекта «Жилье и городская среда»?
Цель проекта — помочь россиянам улучшить свои жилищные условия. Основные задачи — снижение процентных ставок по ипотеке до 8% в год и увеличение объемов жилищного строительства как минимум до 720 миллионов квадратных метров.
Планируется повысить индекс качества городской среды на 30 пунктов и вдвое сократить число городов с неблагоприятной экологической обстановкой. Чтобы система работала более эффективно, правительство планирует привлечь граждан к формированию комфортной городской среды.
Более 200 000 объектов должны быть модернизированы. Проект затронет более 7 500 городов и других населенных пунктов в регионах.
Реализация проекта
Национальный проект реализуется по четырем направлениям: «Жилье», «Сокращение непригодного жилого фонда», «Формирование комфортной городской среды» и «Ипотека».
На реализацию проекта выделено более одного триллиона рублей, из которых 507,2 миллиарда рублей пойдут на расселение непригодного для проживания жилья, 287,8 миллиарда рублей — на создание комфортной городской среды, 271,2 миллиарда рублей — на строительство многоквартирных домов.
Чем характеризуются национальные проекты «Экология» и «Наука»?
«Экология»
Проект «Экология» работает по пяти направлениям: технология производства, отходы, вода, воздух, природа и животные. Бюджет проекта составляет более 4 триллионов рублей.
Согласно краткому описанию программы, с июля 2020 года работа активно ведется в Пермском крае, Ингушетии, Сахалинской, Самарской, Свердловской, Брянской и Амурской областях. В Пермском крае и Ингушетии волонтеры, сотрудники и местные жители очищают водоемы, русла рек, берега рек и озер. Вместе им удалось вывезти более 10 тонн мусора.
Предприятия Сахалина выплачивают водителям, переведшим свои автомобили на газ, компенсацию до 1 миллиона рублей. Амурские лесхозы получили новое лесохозяйственное и противопожарное оборудование на сумму 12 миллионов рублей.
В Свердловской области начинается постепенный переход к селективному сбору бытовых отходов. В Брянской области будет реконструировано или построено 14 объектов для подачи высококачественной питьевой воды из централизованных систем водоснабжения.
«Наука»
Это проект, направленный на развитие, поддержку российских и зарубежных ученых в стране и модернизацию промышленности. На реализацию Национального проекта выделено 635,9 миллиарда рублей. В течение 6 лет планируется войти в первую пятерку стран по количеству научных работ в приоритетных областях, обновить 50% базы ведущих научных организаций и запустить не менее 5 агробиотехнопарков, каждый из которых будет приносить доход в размере 1 млрд. рублей в год.
В феврале 2020 года начались совещания по анализу уровня публикаций российских ученых в различных областях. Министерство образования и науки опубликовало первый протокол заседания комиссии по отбору заявок ведущих организаций на обновление аппаратной базы. Введен конкурс на получение грантов на приобретение приборов и определен их размер для каждой ведущей организации. В этом году на проведение мероприятия будет выделено 10 миллиардов рублей.
Для молодых ученых, работающих в подмосковных научных центрах или проживающих в столичном регионе, начался прием заявок на участие в программе «Социальная ипотека». Правительство Московской области оплачивает первый взнос при заключении ипотечного договора на покупку квартиры и ежемесячно возвращает основную сумму кредита победителям отбора.
В чем особенности национального проекта «Цифровая экономика»?
В течение шести лет планируется внедрить новые технологии для повышения производительности ведущих секторов экономики и подготовки рабочей силы будущего с комплексной цифровизацией. Всего на проект выделено 1 837,7 млрд рублей.
В марте 2019 года был утвержден проект «Умный город», который определяет основные и дополнительные меры, которые должны реализовать все города, участвующие в цифровизации городской экономики.
Мероприятия охватывают восемь областей: управление городом, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, интеллектуальный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура коммуникационных сетей, туризм и услуги.
20 миллиардов рублей будет вложено в создание Фонда развития цифровой экономики. Он предоставит средства на развитие ведущих проектов в области робототехники, искусственного интеллекта и блокчейна.
В 2020 году сеть связи 5G появится в городах с населением в один миллион человек. 70% программного обеспечения будет российским. Отечественное программное обеспечение будет легально разрешено устанавливать на смарт-устройства. В 20 государственных компаниях будут утверждены стратегии цифровой трансформации.
Какие еще проекты планируются?
Модернизация магистральной инфраструктуры планируется к 2024 году. Это потребует создания международных транзитных коридоров с запада на восток и с севера на юг. «Культура» — еще один важный национальный проект, в рамках которого планируется увеличить посещаемость учреждений культуры на 15% по всей стране.
«Международная кооперация и экспорт» — о планируемых изменениях по переходу от торговли сырьем к экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью и несырьевых товаров. «Малое, среднее предпринимательство» — национальные проекты, направленные на комплексное улучшение экономической деятельности. В 2020 году число занятых увеличится до 25 миллионов человек.
Программа «Производительность труда, поддержка занятости» направлена на оптимизацию процессов в организациях и снижение их стоимости. Существует необходимость повышения конкурентоспособности, качества продукции и снижения производственных затрат.
Национальные проекты на 2019-2024 годы направлены на улучшение качества жизни всех жителей страны. Это работающая система, которая достигла определенных результатов до 2020 года и не останавливается даже перед лицом пандемии и вызванного ею кризиса.