- Понятие государственного бюджета
- Части государственного бюджета
- Доходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- Виды расходов бюджета
- Обыкновенные и чрезвычайные расходы бюджета
- Текущие и капитальные расходы бюджета
- Структура института расходов бюджета
- Как формируется федеральный бюджет?
- Общая структура бюджета
- Сальдо федерального бюджета
- Доходы федерального бюджета
- Расходы федерального бюджета
- Консолидированный бюджет
- Сальдо консолидированного бюджета
- Доходы консолидированного бюджета
- Расходы консолидированного бюджета
- Графики
- Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2021 год?
- Что означает дефицит бюджета? Это плохо?
- Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?
- Что тогда будет с государственным долгом?
- Какой будет инфляция?
- А что ждать от курса рубля?
- Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?
- На что государство потратит деньги?
- Зачем нужно знание бюджета
- Госбюджет по странам мира
- Топ-10 стран с самым большим бюджетом
Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.
Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.
Функции государственного бюджета:
- перераспределение доходов;
- стимулирование и рост экономики;
- социальная поддержка населения;
- обеспечение национальной безопасности через финансирование армии, спецслужб и других правоохранительных органов.
Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.
Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:
-
Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.
-
Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.
-
Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).
Части государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.
Расходная часть бюджета — все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.
Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета
Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.
В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на год и вносят по мере необходимости корректировки.
Структура доходной части государственного бюджета:
-
Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.
-
Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности.
-
Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
-
Эмиссия фиатных денег.
-
Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
-
Приватизация госсобственности.
-
Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
-
Прибыль от деятельности государственных компаний.
Расходы государственного бюджета
Классификация расходов по целям:
- экономические;
- социальные;
- военные;
- внешнеполитические;
- внешнеэкономические;
- содержание управленческого аппарата.
Из чего состоят расходы государственного бюджета:
-
Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).
-
Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).
-
Закупки государством товаров и услуг.
-
Транзакции из государственного в частный сектор.
-
Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).
-
Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).
-
Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).
-
Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.
-
Пополнение золотовалютных резервов.
-
Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.
Виды расходов бюджета
- по функциональному признаку (п. 3 ст. 21 БК РФ):
- общегосударственные вопросы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография;
- здравоохранение;
- социальная политика;
- физическая культура и спорт;
- средства массовой информации;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
- по территориальному признаку:
- федеральные;
- субъектов РФ;
- местные.
- по времени осуществления:
- обыкновенные;
- чрезвычайные.
- по экономическому признаку:
- текущие;
- капитальные;
- инвестиции.
Обыкновенные и чрезвычайные расходы бюджета
Обыкновенные расходы — это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов.
Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в переделах сформированных в составе бюджетов резервных фондов.
В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст. 81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций. Средства этих фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета.
В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), его размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президента РФ. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Главы государства.
Текущие и капитальные расходы бюджета
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам относятся такие расходы, как заработная плата, приобретение услуг, транспортные услуги, коммунальные услуги.
Однако даже своевременного и полного финансирования всех текущих расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности общества, недостаточно. Для его нормального развития необходимы капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, ее субъектов, муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли.
Действующим бюджетным законодательством бюджетные кредиты выведены из состава расходов бюджетов, но в теории придерживаются вышеприведенной классификации и включают бюджетные кредиты в состав капитальных расходов бюджетов. Это объясняется тем, что бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).
Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Среди капитальных расходов бюджетов выделяются:
- расходы, предназначенные для инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности;
- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам.
Таким образом, именно капитальные расходы способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.
Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ.
Структура института расходов бюджета
В системе бюджетного права для регулирования отношений, возникающих по поводу расходов бюджетов бюджетной системы РФ, сформировался институт расходов бюджетов, который включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающееся в процессе распределения и использования денежных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Схема
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 6 БК РФ, расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, ее субъекта, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из того или иного бюджета.
Таким образом, законы, иные нормативные правовые акты, договоры или соглашения порождают расходные обязательства публично-правового образования, которые посредством включения их в закон (решение) о бюджете трансформируются в бюджетные обязательства. Исполняются расходные обязательства публично-правовых образований в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджетов, однако Бюджетным кодексом, в частности п. 6 ст. 192 БК РФ, допускается исключение: если в очередном финансовом году и плановом периоде общего объема расходов федерального бюджета недостаточно для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, то Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Все расходы бюджета осуществляются в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и выделение денежных средств из бюджета в порядке расходования невозможно вне правового оформления. Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных нормативных актах, изданных до его принятия и предусматривающих расходные обязательства публично-правового образования, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, и обусловливает необходимость расходов.
Расходы бюджетов бюджетной системы осуществляются посредством определения в законе (решение) о бюджете на очередной финансовый год размера бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии с действующим бюджетным законодательством размеры бюджетных ассигнований устанавливаются только на очередной финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.
Статьи 69, 69.1 БК РФ определяют виды бюджетных ассигнований.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы по доходам и расходам осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами.
Средства бюджетов предоставляются фактическим получателям бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, но при условии их целевого использования.
Как формируется федеральный бюджет?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и траты государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, сколько получит налогов, а сколько денег — потратит.
Часто еще можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный — значит общий, то есть деньги в него поступают и из федеральной, и из местной казны.
Общая структура бюджета
Общая структура федерального бюджета
|
Общая структура консолидированного бюджета
|
Сальдо федерального бюджета
2006 | 1,994 | -0,949 |
2007 | 1,795 | -1,103 |
2008 | 1,705 | -2,684 |
2009 | -2,322 | -5,306 |
2010 | -1,812 | -5,643 |
2011 | 0,442 | -5,200 |
2012 | -0,039 | -6,493 |
2013 | -0,323 | -6,857 |
2014 | -0,335 | -7,768 |
2015 | -1,961 | -7,824 |
2016 | -2,956 | -7,800 |
2017 | -1,331 | -7,303 |
2018 | 2,746 | -6,272 |
2019 | 1,974 | -5,950 |
Доходы федерального бюджета
2006 | 2,944 | 3,335 | 46,89 | 53,11 |
2007 | 2,897 | 4,884 | 37,23 | 62,77 |
2008 | 4,389 | 4,887 | 47,32 | 52,68 |
2009 | 2,984 | 4,354 | 40,67 | 59,33 |
2010 | 3,831 | 4,475 | 46,12 | 53,88 |
2011 | 5,642 | 5,726 | 49,63 | 50,36 |
2012 | 6,453 | 6,402 | 50,19 | 49,80 |
2013 | 6,534 | 6,486 | 50,18 | 49,82 |
2014 | 7,434 | 7,063 | 51,28 | 48,72 |
2015 | 5,863 | 7,797 | 42,92 | 57,08 |
2016 | 4,832 | 8,628 | 35,90 | 64,10 |
2017 | 5,972 | 9,117 | 39,57 | 60,42 |
2018 | 9,018 | 10,437 | 46,35 | 53,65 |
2019 | 7,924 | 12,264 | 39,25 | 60,75 |
Подробная структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета (2015-2019)
1. Связанные с внутренним производством | 6,39 | 5,431 | 4,742 | 3,781 | 3,468 |
1.1. НДС (внутренний) | 4,258 | 3,575 | 3,07 | 2,657 | 2,448 |
1.2. Акцизы | 0,947 | 0,861 | 0,91 | 0,632 | 0,528 |
1.3. Налог на прибыль | 1,185 | 0,996 | 0,762 | 0,491 | 0,491 |
2. Связанные с импортом | 3,645 | 3,212 | 2,729 | 2,54 | 2,404 |
2.1. НДС на ввозимые товары | 2,837 | 2,442 | 2,067 | 1,914 | 1,785 |
2.2. Акцизы на ввозимые товары | 0,09 | 0,096 | 0,078 | 0,062 | 0,054 |
2.3 Ввозные пошлины | 0,717 | 0,673 | 0,583 | 0,564 | 0,565 |
3. Прочие | 2,23 | 1,794 | 1,647 | 2,296 | 1,925 |
Расходы федерального бюджета
Общегосударственные вопросы | 1,364 | 1,257 | 1,162 | 1,096 | 1,118 |
Национальная оборона | 2,997 | 2,827 | 2,852 | 3,775 | 3,181 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2,083 | 1,972 | 1,918 | 1,899 | 1,966 |
Национальная экономика | 2,827 | 2,402 | 2,46 | 2,302 | 2,324 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,282 | 0,149 | 0,12 | 0,072 | 0,144 |
Охрана окружающей среды | 0,198 | 0,116 | 0,092 | 0,063 | 0,05 |
Образование | 0,827 | 0,723 | 0,615 | 0,598 | 0,611 |
Культура, кинематография | 0,122 | 0,095 | 0,09 | 0,087 | 0,09 |
Здравоохранение | 0,713 | 0,537 | 0,44 | 0,506 | 0,516 |
Социальная политика | 4,883 | 4,582 | 4,992 | 4,589 | 4,265 |
Физическая культура и спорт | 0,081 | 0,064 | 0,096 | 0,06 | 0,073 |
Средства массовой информации | 0,104 | 0,089 | 0,083 | 0,077 | 0,082 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,731 | 0,806 | 0,709 | 0,621 | 0,519 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России | 1,003 | 1,096 | 0,791 | 0,672 | 0,682 |
Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы России на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Сальдо консолидированного бюджета
2006 | 2,251 | -0,963 | |
2007 | 1,990 | -0,907 | |
2008 | 2,012 | -2,377 | |
2009 | -2,449 | -5,342 | |
2010 | -1,585 | -5,415 | |
2011 | 0,861 | -4,781 | |
2012 | 0,260 | -6,193 | |
2013 | -0,848 | -7,382 | |
2014 | -0,846 | -8,279 | |
2015 | -2,820 | -8,682 | |
2016 | -3,142 | -7,986 | |
2017 | -1,349 | -7,321 | |
2018 | 3,036 | -5,982 | |
2019 | 2,115 | -5,809 |
Доходы консолидированного бюджета
2006 | 2,944 | 7,682 | 27,71 | 72,29 |
2007 | 2,897 | 10,471 | 21,67 | 78,33 |
2008 | 4,389 | 11,780 | 27,14 | 72,86 |
2009 | 2,984 | 10,616 | 21,94 | 78,06 |
2010 | 3,831 | 12,201 | 23,90 | 76,10 |
2011 | 5,642 | 15,214 | 27,05 | 72,95 |
2012 | 6,453 | 16,982 | 27,54 | 72,46 |
2013 | 6,534 | 17,909 | 26,73 | 73,27 |
2014 | 7,434 | 19,332 | 27,77 | 72,23 |
2015 | 5,863 | 21,059 | 21,78 | 78,22 |
2016 | 4,844 | 22,903 | 17,46 | 82,54 |
2017 | 5,972 | 25,075 | 19,24 | 80,76 |
2018 | 9,018 | 28,303 | 24,16 | 75,84 |
2019 | 7,924 | 31,573 | 20,06 | 79,94 |
Подробная структура ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета (2015-2019)
НДС | 7,095 | 6,017 | 5,138 | 4,571 | 4,234 |
Акцизы | 1,792 | 1,59 | 1,521 | 1,356 | 1,068 |
Налог на прибыль | 4,543 | 4,1 | 3,29 | 2,77 | 2,6 |
Налог на доходы физических лиц | 3,956 | 3,654 | 3,252 | 3,019 | 2,808 |
Ввозные пошлины | 0,717 | 0,673 | 0,589 | 0,564 | 0,565 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
8,167 | 7,477 | 6,784 | 6,326 | 5,636 |
Прочие | 5,302 | 4,792 | 4,501 | 4,732 | 4,149 |
Расходы консолидированного бюджета
Общегосударственные вопросы | 2,335 | 2,132 | 1,953 | 1,85 | 1,848 |
Национальная оборона | 2,999 | 2,828 | 2,854 | 3,778 | 3,183 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2,234 | 2,111 | 2,034 | 2,011 | 2,072 |
Национальная экономика | 5,172 | 4,443 | 4,332 | 3,89 | 3,774 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,575 | 1,324 | 1,21 | 0,993 | 0,98 |
Охрана окружающей среды | 0,25 | 0,148 | 0,116 | 0,084 | 0,072 |
Образование | 4,051 | 3,669 | 3,264 | 3,103 | 3,035 |
Культура, кинематография | 0,588 | 0,528 | 0,493 | 0,423 | 0,396 |
Здравоохранение | 3,79 | 3,316 | 2,821 | 3,124 | 2,861 |
Социальная политика | 13,023 | 12,402 | 12,023 | 10,914 | 10,48 |
Физическая культура и спорт | 0,376 | 0,332 | 0,327 | 0,262 | 0,255 |
Средства массовой информации | 0,156 | 0,137 | 0,127 | 0,12 | 0,126 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,835 | 0,916 | 0,842 | 0,772 | 0,661 |
Графики
Общая динамика расходов и доходов федерального бюджета за 2006-2019 годы |
Общая динамика расходов и доходов консолидированного бюджета за 2006-2019 годы |
Структура доходов федерального бюджета за 2019 год |
Структура доходов консолидированного бюджета за 2019 год |
Структура расходов [2] федерального бюджета за 2019 год |
Структура расходов [3] консолидированного бюджета за 2019 год |
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2021 год?
2021 год должен стать своего рода переходным — доходы еще не вернутся к докризисным уровням, а расходы будут выше запланированных ранее. В результате чего российское правительство закономерно подготовило дефицитный бюджет. По словам министра финансов Антона Силуанова, таким он и останется по крайней мере до 2024 года.
Так, в следующем году доходы составят 18,8 трлн рублей, расходы — 21,5 трлн рублей, а дефицит соответственно — 2,7 трлн рублей. При этом в процентном отношении к объему ВВП траты сократятся — с 21,1% ВВП в текущем году до 18,6% ВВП в 2021 году, когда он составит 115,5 трлн рублей.
Для сравнения, по предварительной оценке, в 2020 году доходы бюджета оказались на уровне 17,8 трлн рублей, расходы — 22,5 трлн рублей, а дефицит — примерно 4,7 трлн рублей.
Чтобы мобилизовать доходы, власти пошли на такие меры, как повышение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Это и повышение ставки НДФЛ в некоторых случаях до 15%, и введение подоходного налога на проценты по вкладам, повышение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр ряда нефтяных льгот и т.п.
Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.
Что означает дефицит бюджета? Это плохо?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.
И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.
Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.
Что означает профицит бюджета? Это же хорошо?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
Как и при дефиците, главным образом важно отношение уровня профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2%.
Что тогда будет с государственным долгом?
Государственные заимствования станут основным источником финансирования бюджетного дефицита, что позволит сохранить социальную направленность документа и ориентир на поступательный рост, рассчитывают власти. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, или приблизительно 28,5 трлн рублей, по итогам 2023 года. При этом основной рост пришелся все же на 2020 год.
Тем не менее размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире.
Какой будет инфляция?
Правительство ожидает, что цены в 2021 году вырастут в среднем на 3,7%. Это все еще ниже 4%, которые остаются главной целью ЦБ.
Регулятор регулярно корректирует прогноз по инфляции: по последним оценкам в условиях проводимой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, вероятно, составит 3,9–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и только в 2022 году вернется к целевым 4%.
А что ждать от курса рубля?
По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.
Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?
Нефтегазовые доходы составят 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,907 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 36,7%.
Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,508 трлн рублей, а импортного — 2,983 трлн рублей. Налог на прибыль — 1,210 трлн рублей.
Как и раньше, Минфин прогнозирует дальнейший рост доходов от дивидендов госкомпаний: 760 млрд рублей в 2020 году, 931 млрд рублей в 2021 году и 1,076 трлн рублей — в 2022 году. Хотя глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил о рисках их недополучения и призвал правительство добиться выполнения поставленных целей. В целом же он назвал доходы бюджета сбалансированными.
При этом несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП они будут постепенно снижаться — из-за сокращения доли нефтегазовых доходов.
Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит в 2020 году $57 за баррель. При этом документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле стоимости Urals в $42,4. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2018 году российская нефть стоила в среднем $70 за баррель, а в 2019 году — $62,2, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.
На что государство потратит деньги?
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — говорится в сообщении кабинета министров.
Именно в разделе «Социальная политика» в следующем году планируется потратить больше всего — примерно 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема бюджетных трат. При этом социальные расходы вырастут на 4,5% по сравнению с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.
На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.
А вот финансирование нацпроектов снизится примерно на 9% — с планировавшихся ранее 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.
Знание бюджета необходимо:
- для политиков и чиновников у власти, чтобы объяснять избирателям, на что они тратят деньги, которые принадлежат народу;
- для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит, и ставку по сберегательным и депозитным счетам;
- для валютного рынка (форекс и биржи), так как страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам;
- для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении определенных условий;
- для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
- для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в долларах и евро может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
- для инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж-фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;
Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.
Госбюджет по странам мира
№ |
Государство |
Национальная валюта (тикер) |
ЦБ |
Доходы ($ млрд) |
Расходы ($ млрд) |
Дефицит или профицит (%, 2017 год) |
1 |
Австрия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
197,8 |
201,9 |
-2,07 |
2 |
Бельгия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
249,7 |
260 |
-4,12 |
3 |
Беларусь |
Белорусский рубль (BYN) |
НББ |
22,8 |
22,54 |
+1,2 |
4 |
Болгария |
Болгарский лев (BGN) |
БНБ |
19,53 |
20,31 |
-3,99 |
5 |
Великобритания |
фунт стерлингов (GBP) |
Банк Англии |
1077 |
1120 |
-3,99 |
6 |
Венгрия |
Венгерский форинт (HUF) |
НБ Венгрии |
63,63 |
66,96 |
-5,23 |
7 |
Германия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
1598 |
1573 |
+1,57 |
8 |
Греция |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
95,36 |
98,08 |
-2,85 |
9 |
Дания |
Датская крона (DKK) |
НБ Дании |
173,5 |
175,5 |
-1,15 |
10 |
Эстония |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
9,77 |
9,89 |
-1,22 |
11 |
Ирландия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
85,41 |
87,22 |
-2,11 |
12 |
Испания |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
492,4 |
535,9 |
-8,83 |
13 |
Италия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
884,5 |
927,8 |
-4,89 |
14 |
Исландия |
Исландская крона (ISK) |
ЦБ Исландии |
9,96 |
9,73 |
+2,31 |
15 |
Кипр |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
7,67 |
7,87 |
-2,60 |
16 |
Латвия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
10,13 |
10,43 |
-2,96 |
17 |
Литва |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
21,18 |
21,63 |
-2,12 |
18 |
Люксембург |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
27,6 |
27,38 |
+0,8 |
19 |
Мальта |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
4,29 |
4,35 |
-1,39 |
20 |
Молдова |
Молдавский лей (MDL) |
НБ Молдовы |
2,79 |
3,02 |
-8,24 |
21 |
Нидерланды |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
344,8 |
340,2 |
+1,34 |
22 |
Норвегия |
Норвежская крона (NOK) |
Норвежский банк |
214,3 |
198 |
+7,61 |
23 |
Португалия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
92,99 |
96,83 |
-4,12 |
24 |
Польша |
Злотый (PLN) |
НБ Польши |
90,8 |
102,2 |
-12,55 |
25 |
Румыния |
Румынский лей (RON) |
НБ Румынии |
58,5 |
65,54 |
-12,03 |
26 |
Россия |
Российский рубль (RUB) |
Банк России |
253,9 |
287,5 |
-13,23 |
27 |
Словакия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
37,09 |
38,52 |
-3,85 |
28 |
Словения |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
20,2 |
20,97 |
-3,46 |
29 |
Украина |
Гривна (UAH) |
НБУ |
35,6 |
38,91 |
-9,29 |
30 |
Финляндия |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
136,8 |
140,7 |
-2,85 |
31 |
Франция |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
1334 |
1412 |
-5,84 |
32 |
Черногория |
Евро (EUR) |
ЕЦБ |
1,62 |
1,95 |
-20,37 |
33 |
Чехия |
Чешская крона (CZK) |
НБ Чехии |
83,62 |
83,93 |
-0,37 |
34 |
Хорватия |
Хорватская куна (HRK) |
Хорватский НБ |
25,79 |
26,92 |
-4,38 |
35 |
Швеция |
Шведская крона (SEK) |
Банк Швеции |
274,8 |
269,9 |
+1,79 |
36 |
Швейцария |
Швейцарский франк (CHF) |
НБ Швейцарии |
223,5 |
222,1 |
+1,08 |
Океания |
||||||
37 |
Австралия |
Австралийский доллар (AUD) |
РБ Австралии |
461 |
484,9 |
-5,18 |
38 |
Новая Зеландия |
Новозеландский доллар (NZD) |
РБ НЗ |
73,2 |
71,9 |
+1,78 |
Азия |
||||||
39 |
Азербайджан |
Азербайджанский манат (AZN) |
ЦБ АР |
9,85 |
10,4 |
-5,58 |
40 |
Армения |
Армянский драм (AMD) |
ЦБ Армении |
2,53 |
2,91 |
-15,01 |
41 |
Вьетнам |
Вьетнамский донг (VND) |
ГБ Вьетнама |
54,59 |
69,37 |
-27,07 |
42 |
Гонконг |
Гонконгский доллар (HKD) |
КДУГ |
66,19 |
62,86 |
+5,04 |
43 |
Грузия |
Лари (GEL) |
НБ Грузии |
4,26 |
4,85 |
-13,84 |
44 |
Израиль |
Шекель (ILS) |
Банк Израиля |
92,82 |
102,1 |
-9,99 |
45 |
Индия |
Индийская рупия (INR) |
РБ Индии |
544,4 |
725,0 |
-33,17 |
46 |
Индонезия |
Индонезийская рупия (IDR) |
Банк Индонезии |
130,6 |
154,8 |
-18,52 |
47 |
Ирак |
Иракский динар (IQD) |
ЦБ Ирака |
63,97 |
76,35 |
-19,35 |
48 |
Иран |
Иранский риал (IRR) |
ЦБ Ирана |
77,22 |
86,26 |
-11,70 |
49 |
Казахстан |
Тенге (KZT) |
НБ РК |
34,13 |
37,89 |
-11,01 |
50 |
Киргизия |
Сом (KGS) |
НБ КР |
2,05 |
2,3 |
-12,19 |
51 |
Китай |
Китайский юань (CNY) |
НБ КНР |
3312 |
3787 |
-14,34 |
52 |
Кувейт |
Кувейтский динар (KWD) |
ЦБ Кувейта |
52,87 |
61,39 |
-16,11 |
53 |
Малайзия |
Малайзийский ринггит (MYR) |
БНМ |
51,23 |
60,26 |
-17,62 |
54 |
ОАЭ |
Дирхам ОАЭ (AED) |
ЦБ ОАЭ |
83,44 |
112,4 |
-34,70 |
55 |
Пакистан |
Пакистанская рупия (PKR) |
ГБ Пакистана |
45,64 |
59,28 |
-29,88 |
56 |
Республика Корея |
Южнокорейская вона (KRW) |
Банк Кореи |
351,6 |
338 |
+3,87 |
57 |
Саудовская Аравия |
Саудовский риял (SAR) |
АДО СА |
260 |
294,9 |
-13,42 |
58 |
Сингапур |
Сингапурский доллар (SGD) |
ДКУС |
53,4 |
56,49 |
-5,78 |
59 |
Таджикистан |
Сомони (TJS) |
НБ Таджикистана |
2,21 |
2,31 |
-4,52 |
60 |
Таиланд |
Тайский бат (THB) |
Банк Таиланда |
82,00 |
107,00 |
-30,48 |
61 |
Туркмения |
Новый туркменский манат (TMT) |
ЦБ Туркмении |
4,43 |
4,7 |
-6,09 |
62 |
Турция |
Турецкая лира (TRY) |
ЦБ ТР |
173,9 |
190,4 |
-9,48 |
63 |
Узбекистан |
Узбекский сум (UZS) |
ЦБ РУ |
20,11 |
19,92 |
+0,95 |
64 |
Филиппины |
Филиппинское песо (PHP) |
ЦБ Филиппин |
44,74 |
53,55 |
-19,69 |
65 |
Шри-Ланка |
Шри-ланкийская рупия (LKR) |
ЦБ ШЛ |
12,64 |
16,66 |
-31,80 |
66 |
Япония |
Японская йена (JPY) |
Банк Японии |
1678 |
1888 |
-12,51 |
Северная Америка |
||||||
67 |
Доминиканская Республика |
Доминиканское песо (DOP) |
ЦБ ДР |
11,18 |
12,77 |
-14,22 |
68 |
Канада |
Канадский доллар (CAD) |
Банк Канады |
623,7 |
657,4 |
-5,40 |
69 |
Куба |
Кубинское песо (CUP) |
ЦБ Кубы |
52,36 |
60,57 |
-15,67 |
70 |
Мексика |
Мексиканское песо (MXN) |
Банк Мексики |
292,8 |
314,9 |
-7,54 |
71 |
Панама |
Бальбоа (PAB) |
НБ Панамы |
12,6 |
13,56 |
-7,61 |
72 |
США |
Доллар США (USD) |
ФРС |
6028 |
6807 |
-12,92 |
Южная Америка |
||||||
73 |
Аргентина |
Аргентинское песо (ARS) |
ЦБ АР |
123,3 |
161,1 |
-30,65 |
74 |
Бразилия |
Бразильский реал (BRL) |
ЦБ Бразилии |
618,8 |
779,5 |
-25,96 |
75 |
Чили |
Чилийское песо (CLP) |
ЦБ Чили |
56,73 |
64,89 |
-14,38 |
Африка |
||||||
76 |
Алжир |
Алжирский динар (DZD) |
Банк Алжира |
52,08 |
70,74 |
-35,82 |
77 |
Египет |
Египетский фунт (EGP) |
ЦБ Египта |
35,54 |
55,09 |
-55,00 |
78 |
Марокко |
Марокканский дирхам (MAD) |
Банк Марокко |
26,63 |
30,71 |
-15,32 |
79 |
Нигерия |
Найра (NGN) |
ЦБ Нигерии |
13,97 |
22,15 |
-58,55 |
80 |
Тунис |
Тунисский динар (TND) |
ЦБ Туниса |
9,39 |
11,61 |
-23,64 |
81 |
ЮАР |
Рэнд (ZAR) |
ЮАРБ |
92,38 |
103,3 |
-11,82 |
Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.
Топ-10 стран с самым большим бюджетом
Десять государств с самым большим госбюджетом (в $ млрд, 2019 год):
-
США — 3422.
-
Китай — 2948.
-
Германия — 1334.
-
Франция — 1252.
-
Великобритания — 1066.
-
Япония — 933.
-
Италия — 845.
-
Бразилия — 616.
-
Канада — 550.
-
Австралия — 445.
Россия находится в этом списке на 15 месте.