- Что это такое
- Обзор транспортной системы России
- Структура транспортной системы в Российской Федерации
- Железнодорожный транспорт
- Ключевой показатель для экономики
- Падение затронуло нефть, уголь и металлы
- Ухудшение внешних условий
- Водный транспорт
- Перевозка грузов по морю
- Как измеряется грузооборот в морских портах?
- Топ-25 российских морских портов по объему товарооборота
- Крупнейшие порты России на карте
- Трубопроводный транспорт
- Автомобильный транспорт
- Воздушный транспорт
- Статистика по видам транспорта
- Автомобильный
- Железная дорога
- Морской
- Воздух
- Протяженность путей
- Наличие средств передвижения
- Значение и роль транспорта в России
- Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
- Происшествия
Что это такое
Грузооборот — это общая (совокупная) масса груза, выраженная в какой-либо форме, например, в деньгах или весе (в тоннах), для данного объекта и в данное время.
После того как вы узнали понятие грузооборота, необходимо разобраться в его тонкостях. Например, по видам транспорта грузооборот делится на следующие виды:
- железнодорожный транспорт. В России он самый обширный. И неудивительно, ведь в стране на него приходится около 4/5 всего грузооборота промышленных предприятий. Более того, все расчетные формулы показывают, что чем лучше и развитее железнодорожная сеть, тем ниже стоимость тонно-километра перевозимого груза. Следовательно, он не так сильно увеличивает стоимость товаров, как другие виды транспорта. Поэтому это самый дешевый вид перевозок;
- морской транспорт в России развит гораздо меньше. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, при использовании морского и речного транспорта груз можно доставить только между городами, где есть водные пути и порты. Во-вторых, зимой большинство рек и северных морей в России покрываются льдом, что делает невозможным использование водных путей в качестве каналов для транспортировки грузов. Поэтому на морской транспорт в России приходится большая часть государственных заказов. Они достигают максимум 7% или даже меньше. Напротив, в теплое время года на речной транспорт приходится не более 15% от общего объема грузоперевозок в стране;
- поскольку в России добывается много полезных ископаемых, самыми крупными из которых являются нефть и газ, в стране существует достаточно развитая система трубопроводного транспорта. Это крупные трубопроводы, используемые для транспортировки нефти и природного газа как внутри страны, так и за ее пределами. Здесь следует учесть, что такие трубопроводы проходят как по суше, например, «Сила Сибири», так и по морю — известный «Южный поток» и недостроенный «Северный поток»;
- автомобильный транспорт — очень гибкий способ доставки товаров и некоторых видов сырья. Благодаря минимальной продолжительности процесса погрузки и разгрузки, это очень популярное решение, особенно для мелких оптовых закупок. Однако в России из-за больших расстояний и некоторой недоступности качественных дорог между некоторыми отдаленными регионами он не очень популярен. Тем не менее, это ведущий вариант, когда речь идет о доставке еды. В промышленности из-за ограниченного объема и высокой стоимости он не пользуется спросом;
- что касается воздушного транспорта, то это самый дорогой вид транспорта. Поэтому он используется только для определенных видов товаров, особенно часто — для срочных или скоропортящихся. Воздушный транспорт также используется в отдаленных регионах, где доступ по суше или морю ограничен.
Обзор транспортной системы России
Транспортная система страны подобна ее кровеносной системе. Эта система перемещает виды транспорта, людей, товары внутри городов и поселков и между ними.
Транспортные пути имеют важное значение для российского производства, бизнеса и экономической деятельности.
Транспортная система — это отдельная отрасль, важность которой заключается в перемещении людей и грузов. В настоящее время в ней работает около 4 миллионов человек, и она предоставляет треть всех услуг населению.
Структура транспортной системы в Российской Федерации
Для оценки конкретного вида грузооборота принято относить весь грузооборот на транспорте к определенному транспортному сектору.
Железнодорожный транспорт — основной вид транспорта в России, при котором грузовые и пассажирские перевозки осуществляются по рельсам с помощью механической тяги. На долю железнодорожного транспорта приходится 44,4% всего грузооборота страны. Железнодорожный транспорт имеет наибольший охват и является наиболее бюджетным. В России железнодорожная сеть обрабатывает 4/5 национального грузооборота. Строительство и развитие линий связи постоянно увеличивает объем перевозимых грузов. Общие оценки грузооборота страны показывают, что чем более развита железнодорожная сеть, тем ниже стоимость тоннажных перевозок.
Водный транспорт также является благоприятным способом транспортировки грузов, но его использование возможно не в каждом регионе, а только между районами, прилегающими к морю или широкой реке. Кроме того, судоходство по рекам возможно только летом, поскольку в холодное время года реки замерзают. В жаркий сезон на долю речного транспорта приходится 10-15% от общего грузооборота в России. Морские перевозки обычно являются межгосударственными. Их доля составляет 4-7%. Крупнейшие порты расположены в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге.
Речной транспорт наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупные реки. Наземный транспорт в этих районах страны развит слабо. Единую систему речного транспорта образует сеть каналов, соединяющих крупные реки России. Доля этого вида транспорта в грузообороте составляет 3,9% от общего объема перевозок.
Трубопроводный транспорт используется только для транспортировки жидких и летучих смесей. По трубопроводам транспортируется газ, аммиак, сырая нефть и другие химические связующие. В Российской Федерации большая часть экспорта «нефте- и газопродуктов» осуществляется по трубопроводам. В этой отрасли рост грузооборота обусловлен строительством новых трубопроводных маршрутов.
Грузооборот составляет 46,4%.
Автомобильные перевозки полностью зависят от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузовых перевозок являются местными, т.е. между промышленными предприятиями, портом и заводом и т.д. Такие поставки осуществляются быстрее. Автомобильный транспорт не требует дополнительной погрузки/разгрузки, что является более экономически эффективным. С его помощью можно доставить доверенные товары в пункт назначения без дополнительных затрат и задержек.
Мобильность и разнообразие автомобильного транспорта делает его востребованным для доставки всех видов грузов на дальние расстояния.
Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.
Воздушный транспорт — дорогой способ транспортировки товаров. Его преимущество заключается в срочной доставке или доставке грузов в места, где нет дорог. Например, необходимо быстро доставить товары в поселок в тайге. Особенно много таких мест находится в России. По этой причине грузооборот воздушного транспорта также достаточно высок.
Транспортная система является важным фактором развития внешней торговли и обеспечивает связь для производственных отраслей и регионов страны.
Следует обратить внимание на негативное воздействие транспорта на окружающую среду.
Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к частым поломкам. В то же время этот вид транспорта считается самым безопасным для окружающей среды при условии правильной эксплуатации.
Общая оценка грузовых перевозок для каждого транспортного сектора позволяет определить уровень развития этого сектора и его потребность в модернизации и соответствующем оборудовании, а также в строительстве новых путей. Общая оценка также выявляет значимость той или иной отрасли в грузообороте всей национальной экономики.
Железнодорожный транспорт
Довольно экономичный и распространенный вид транспорта. В Российской Федерации 4/5 всего грузооборота страны перевозится по железной дороге. Постоянное развитие и расширение железнодорожной сети позволяет увеличить объем перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет сделать вывод, что величина транспортных расходов напрямую зависит от ширины железнодорожной сети.
Ключевой показатель для экономики
Железнодорожный грузооборот является одним из важнейших оперативных показателей экономической активности в реальном секторе, особенно экспортной деятельности. В марте 2020 года цены на российскую нефть выросли почти в четыре раза (30 марта поставки нефти марки Urals покинули Россию по рекордно низкой цене — 13 долларов за баррель), а распространение коронавирусной инфекции заставило власти ввести жесткие ограничительные меры (карантин во многих регионах). Несмотря на это, железнодорожные перевозки не были остановлены
Любые подсчеты экономических потерь вторичны, когда речь идет о жизни и здоровье людей, заявил Кремль 30 марта. Однако в частном порядке власти обсуждали вероятность падения ВВП на 5-10% в 2020 году как наихудший сценарий, если будет применен максимально жесткий карантин.
Загрузка РЖД начала снижаться еще в конце 2019 года, до обвала цен на нефть и пандемии, поэтому сложно разделить эти специфические эффекты на основе мартовских данных. «Тенденция к снижению на рынке железнодорожных грузоперевозок свидетельствует о том, что негативные явления уже дошли до реального сектора», — заявили 31 марта экономисты Центра развития фондовой биржи.
Падение затронуло нефть, уголь и металлы
- наибольшее снижение в марте произошло в погрузке лома на сети РЖД (-29,1%), согласно расчетам Института проблем естественных монополий на основе данных РЖД;
- погрузка каменного угля снизилась на 13,5%;
- черных металлов — на 10,4%;
- сырой нефти и нефтепродуктов — на 5,2%;
- цемента — на 5%;
- только минеральные удобрения (+3,8%) и зерновые (+18,6%) зафиксировали увеличение погрузки.
Такие отрицательные показатели, как в марте 2020 года (-5,5%), последний раз наблюдались в январе и октябре 2013 года (-6,5 и -5,4% по сравнению с тем же месяцем 2012 года), рассказал заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.
Ухудшение внешних условий
Снижение загрузки сети РЖД в первую очередь отражает ухудшение экспортных показателей. Это снижение «обусловлено внешними факторами, в основном связанными с ухудшением конъюнктуры на основных товарных рынках, в первую очередь угля, древесины, нефти и черных металлов» — написала компания.
Экспорт угля в марте 2019 года снизился на 11,2% в годовом исчислении из-за снижения спроса на твердое топливо в Европе и ограничений, введенных в марте из-за недостатка перерабатывающих мощностей в портах Дальнего Востока. Необычно теплая погода в большинстве регионов России также привела к снижению объемов отгрузки угля на внутренний рынок (-16,6%), отмечает ОАО «РЖД».
Однако в марте 2020 года наблюдался рост погрузки строительных грузов на 5,8%, что связано с активизацией дорожного строительства, сообщили в компании «Монополия». Кроме того, 23 февраля вступило в силу решение Минсельхоза о субсидировании железнодорожных перевозок зерна из некоторых регионов России. По состоянию на 1 марта 38% скидка на перевозку зерна, введенная РЖД, оказала положительное влияние на отгрузку зерна (в том числе экспорт увеличился на 45,6%).
Водный транспорт
Это достаточно экономичный вариант транспортировки грузов, единственным и главным условием которого является наличие водных путей. Речной транспорт возможен только летом, так как зимой реки замерзают. В теплое время года 10-15% всего грузооборота страны перевозится по водным путям.
Перевозка грузов по морю
Так осуществляются международные поставки с долей на рынке от 4% до 7%. Морской транспорт является жизнеспособным вариантом, но его доступность ограничена природными условиями.
Как измеряется грузооборот в морских портах?
Грузооборот морского порта — это важнейший показатель эффективности работы морского порта, определяемый количеством грузов, измеряемых по весу, за определенный период времени (обычно за месяцы, кварталы и годы).
Оборот морского порта обычно измеряется в миллионах тонн или двадцатифутовых эквивалентных единицах (TEU). TEU — это международно принятая единица измерения тоннажа грузовых транспортных средств, включая грузовые суда, и при расчете грузооборота на контейнерных терминалах, включая морские порты. В пересчете на тонны, 1 TEU соответствует приблизительно 21,6 тоннам.
Топ-25 российских морских портов по объему товарооборота
К 2022 году грузооборот всех морских портов России составил 840,3 млн тонн. Таким образом, за последние 10 лет общий грузооборот России практически удвоился (график выше). 464 млн. тонн составили наливные грузы и 376 млн. тонн — сухие грузы. Среди всех грузов можно выделить уголь (176 млн. тонн), сырую нефть (276,1 млн. тонн), нефтепродукты (149 млн. тонн), контейнерные грузы (56,5 млн. тонн) и зерновые перевозки (38,6 млн. тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азовского и Черноморского бассейнов, а также бассейна Балтийского моря:
- Азово-Черноморский бассейн — 258,1 млн тонн.
- Бассейн Балтийского моря — 256,4 млн тонн.
- Дальневосточный бассейн — 213,5 млн тонн.
- Арктический бассейн — 104,8 млн тонн.
- Бассейн Каспийского моря — 7,4 млн тонн.
Полный список крупнейших морских портов России приведен в таблице ниже. В список включены 25 крупнейших портов каждого бассейна, а статистика грузооборота приведена в миллионах тонн. Постоянным лидером является Новороссийский морской порт с грузооборотом 156 млн тонн. Порт Сабетта характеризуется самыми быстрыми темпами роста грузооборота. Всего за несколько лет, с 2013 года, порт вошел в десятку лучших портов России с грузооборотом 27,6 млн тонн в 2019 году. Другие порты на Северном морском пути также являются перспективными.
1 | Новороссийск | 156.826 |
2 | Усть-Луга | 103.852 |
3 | Восточный | 73.54 |
4 | Мурманск | 61.93 |
5 | Приморск | 61.024 |
6 | Санкт-Петербург | 59.9 |
7 | Ванино | 31.44 |
8 | Сабетта | 27.68 |
9 | Находка | 25.58 |
10 | Туапсе | 25.2 |
11 | Владивосток | 23.92 |
12 | Кавказ | 20.92 |
13 | Высоцк | 19.4 |
14 | Пригородное | 16.05 |
15 | Ростов-на-Дону | 16.03 |
16 | Тамань | 15 |
17 | Де-Кастри | 13.57 |
18 | Калининград | 11.1 |
19 | Азов | 10.4 |
20 | Шахтерск | 8.8 |
21 | Посьет | 7.7 |
22 | Варандей | 7.17 |
23 | Махачкала | 4.7 |
24 | Архангельск | 2.7 |
25 | Астрахань | 2.2 |
Крупнейшие порты России на карте
Трубопроводный транспорт
Трубопроводы в основном используются для транспортировки жидких грузов и летучих смесей. По трубопроводам транспортируется сырая нефть и производные газа, аммиак и другие химические вещества. Львиная доля экспорта нефти и газа в Российской Федерации приходится на трубопроводы. Новые маршруты трубопроводов увеличивают грузооборот в этом секторе.
Автомобильный транспорт
Этот вид транспорта полностью зависит от наличия и качества дорог. В большинстве случаев автомобильные поставки носят локальный характер, т.е. товары перевозятся с одного завода на другой, из порта на завод и т.д. Автомобильный транспорт не требует дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, снижающих прибыль, и поэтому является более экономически эффективным. Груз доставляется автомобильным транспортом в пункт назначения без дополнительных расходов и задержек. Маневренность и разнообразие автомобильного транспорта подчеркивают его востребованность для доставки всех видов грузов на дальние расстояния.
Воздушный транспорт
Среди всех видов транспорта он является самым дорогим. Его главное преимущество — скорость доставки грузов в места, где нет транспортного сообщения. И таких мест на территории РФ достаточно, что делает грузооборот авиаперевозок достаточно высоким.
Совокупная оценка грузоперевозок по каждому виду транспорта позволяет определить степень развития отрасли и ее потребность в ремонте и строительстве новых линий.
Общая оценка также позволяет определить уровень значимости сектора в общем грузообороте.
Статистика по видам транспорта
При анализе статистики грузооборота в России необходимо учитывать два фактора: вид транспорта и временной период, а точнее, изменения от года к году. Это также помогает определить, когда экономические показатели растут.
Статистические показатели различных видов перевозок грузового транспорта в стране неравномерны. В одни периоды времени они увеличивались, в другие — уменьшались. Этой тенденции способствовало несколько факторов.
(Миллиарды тонно-километров)
В хорошие времена росли и экспорт, и импорт, и, следовательно, увеличивался оборот. В периоды кризиса как экспортные, так и внутренние рынки стагнировали, что привело к небольшому спаду и снижению спроса на транспорт.
Автомобильный
Грузооборот автомобильного транспорта по годам выглядит следующим образом:
- в 2000 г. — 5878 млрд. тонно-километров;
- в 2002 г. — 6348;
- в 2004 г. — 6568;
- в 2006 г. — 6753;
- в 2008 г. — 6893;
- в 2010 г. — 5236;
- в 2015 г. — 5108;
- в 2017 г. — 5488;
- в 2018 г. — 5644 млрд. тонно-километров.
Железная дорога
Для железнодорожного транспорта статистика была следующей:
- в 2004 году — 1221 млрд;
- в 2006 — 1312;
- в 2008 — 1304;
- в 2010 — 1312;
- в 2012 — 2128;
- в 2014 — 2306;
- в 2016 — 2344;
- в 2018 — 2598.
Морской
На морском транспорте грузооборот выглядит следующим образом:
- в 2004 — 29 млрд;
- в 2006 — 25;
- в 2008 — 35;
- в 2010 — 37;
- в 2012 — 45;
- в 2014 — 32;
- в 2016 — 43;
- в 2018 — 45.
Воздух
На воздушном транспорте грузовые перевозки достигли следующих значений:
- в 2011 по 2013 год включительно — 5;
- в 2014 году он увеличился до 5,2;
- в 2015 году он увеличился до 5,6 млрд тонно-километров;
- в 2016 году он составлял 6,6;
- в 2017-2018 годах он увеличился до 7,8 млрд.
Протяженность путей
Общая протяженность различных типов путей, эксплуатируемых в Российской Федерации в 2022 году, составляет:
- железные дороги — 86,6 тыс. км.;
- автомобильные дороги — 1 531,5 тыс. км.;
- протяженность газопроводов — 179,3 тыс. км.;
- протяженность нефтепроводов — 53,4 тыс. км.;
- протяженность внутренних водных путей — 101 500 км.
Наличие средств передвижения
Что касается доступности некоторых видов транспорта, то ситуация в России следующая
- груженые железнодорожные вагоны к концу 2021 года — 461 тыс.;
- грузовые автомобили, пикапы и фургоны — всего 6 490 000;
- морские транспортные суда — 2 663 единицы;
- транспортные и нетранспортные суда для речных грузов — 21 200 единиц.
Значение и роль транспорта в России
Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в перевозках в России.
Это объясняется географическим положением страны, большими расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно низкой стоимостью.
На втором месте — трубопроводный транспорт, который важен для транспортировки природных ресурсов.
Водопроводные и дорожные системы в нашей стране не так важны, как, например, в западных странах или США. Это связано со специфическими климатическими условиями — замерзанием водных источников, что означает, что водный транспорт можно использовать только в определенное время года.
Автомобильный транспорт слабо развит в тех районах нашей страны, где строительство не ведется из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за сложных климатических условий. В России автомобилизация развивается гораздо медленнее. Тем не менее, около половины грузов в стране перевозится автомобильным транспортом.
Морской транспорт имеет большое значение для международных перевозок. На самые большие расстояния грузы перевозятся по морю.
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Развивающаяся транспортная система оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В последние годы развитие видов транспорта в пять раз превысило строительство дорог. Следствием этого стали постоянные пробки на дорогах, а также значительное загрязнение воздуха парами бензина.
Транспортная сеть давно устарела. Это относится как к автомагистралям, так и к парку грузовых автомобилей. Существует острая необходимость в восстановлении транспортных узлов инфраструктуры.
Железнодорожная система также достаточно изношена и нуждается в коренной реконструкции путей и поездов. Подвижной состав ОАО «РЖД» изношен более чем на 70%.
Из представленной информации ясно, что экономическое развитие тесно связано с транспортной системой, которая в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Необходимы срочные и масштабные меры по улучшению транспортной инфраструктуры.
Происшествия
Что касается количества людей, пострадавших в авариях с участием различных видов транспорта, то статистика, предоставленная Росстатом за 2021 год, выглядит следующим образом:
- на железных дорогах общего пользования — в 2021 году смертельных случаев не было. Но в 2020 году пострадало 24 человека;
- на морском транспорте в 2021 году не было инцидентов с гибелью или травмами. То же самое относится и к внутренним водным путям;
- на воздушном транспорте число пострадавших составило 36 человек.
Данные Ространснадзора, МВД и Росавиации показывают, сколько человек пострадало в результате нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, морских и речных судов, воздушных судов.