- Основные причины несчастных случаев
- Текущие данные
- Данные за предыдущие годы
- Какие изменения произошли в последние годы
- По регионам
- По виду транспорта
- Статистика на 2021 год по регионам России
- Общая статистика
- Смерть людей
- С участием велосипедистов
- С мотоциклами
- С детьми
- На перекрестке
- Несчастные случаи с участием пешеходов
- На переездах
- На частных автомобилях
- На грузовом транспорте
- На общественном транспорте
- Количество аварий по маркам автомобилей
- Динамика
- Что делает правительство, чтобы уменьшить количество несчастных случаев?
Основные причины несчастных случаев
Если обратиться непосредственно к статистике ДТП в России с участием различных транспортных средств, то основными видами, по данным Росстата и Государственной инспекции безопасности дорожного движения РФ, являются
- аварии, вызванные столкновениями различных транспортных средств — 41,8%;
- столкновения с пешеходами — 29,9%;
- опрокидывание автомобилей и других транспортных средств — 8,1%;
- падения пассажиров в зоне проезжей части — 3,3%;
- аварии с участием велосипедистов — 3%;
- наезд на препятствия — 6,5%;
- столкновение с остановленным автомобилем — 3%;
- другие виды несчастных случаев — 4,4%.
Все причины несчастных случаев можно разделить на две основные категории:
- из-за плохого качества дорожного покрытия;
- из-за пьяных водителей.
На данный момент статистика выглядит следующим образом:
Из-за плохого качества дорожного покрытия | Вследствие алкогольной интоксикации |
30 500 | 5 435 |
Текущие данные
С учетом текущих данных о количестве погибших, раненых и количестве транспортных средств, попавших в ДТП в России, цифры на прошлый следующие:
- общее количество несчастных случаев — 164 358;
- число погибших составляет 16 981 человек;
- раненые и пострадавшие в авариях различной степени тяжести — 210 877.
Конечно, эти цифры пугают, учитывая, что каждый год они находятся более или менее в этих диапазонах. Тем более что люди и транспортные средства страдают в основном из-за невнимательности, алкогольного и наркотического опьянения и неадекватного поведения водителей автомобилей.
Так, основной причиной дорожно-транспортных происшествий в 2022 году, по данным сайта Росстата и ГИБДД, являются:
- несоблюдение порядка движения на перекрестке — 20%;
- неправильная дистанция и несоблюдение норм дистанции между транспортными средствами — 10%;
- нарушение правил дорожного движения на пешеходном переходе — 9,2%;
- выезд на встречную полосу — 8,4%;
- превышение скорости — 5,8%;
- езда на запрещающий сигнал светофора — 2,7%;
- превышение скоростного режима — 2,3%;
- неправильный обгон — 1,3%.
Данные за предыдущие годы
По данным МВД России, в период с 2000 по 2014 год число погибших в дорожно-транспортных происшествиях изменилось следующим образом
Год | Количество смертей в результате аварий (тыс.) |
2000 | 20 |
2001 | 21 |
2002 | 22,5 |
2003 | 24,5 |
2004 | 23,5 |
2005 | 23 |
2006 | 22,5 |
2007 | 23 |
2008 | 20,8 |
2009 | 19 |
2010 | 18,8 |
2011 | 19,3 |
2012 | 19,3 |
2013 | 18,8 |
2014 | 18,6 |
Какие изменения произошли в последние годы
Аварии со смертельным исходом в Российской Федерации стали довольно частым явлением. Причины этого могут быть самыми разными.
ВАЖНО! По статистике, аварии любого рода обычно имеют серьезные последствия не только в виде материальных потерь, но и ущерба здоровью и жизни.
Именно поэтому относительно недавно лимит возмещения в обязательном автостраховании ОСАГО был вновь повышен. В 2022 году этот лимит составляет около 500 тысяч рублей.
Динамика аварий на территории Российской Федерации меняется со временем в относительно небольшой степени. Однако важно знать официальную статистику.
Только в 2021 году на территории Российской Федерации произошло около 126 тысяч дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
ВАЖНО! Следует учесть, что в целом количество дорожно-транспортных происшествий значительно ниже, чем в предыдущем году. При этом общее число погибших увеличилось довольно значительно — на 16,6 тыс. человек.
Согласно официальной статистике, основными причинами гибели людей в ДТП являются плохое качество дорожного пространства и вождение в нетрезвом состоянии — под воздействием алкоголя или других средств.
ВАЖНО! Общее число погибших, но выживших и получивших серьезные травмы немного снизилось, но все еще непропорционально велико по сравнению с другими странами — 160 000 человек.
В то же время доля смертельных случаев, напрямую связанных с нарушением водителем правил дорожного движения, относительно невелика. На них приходится всего 2,2% всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
По регионам
Проведя статистику по регионам, отметим, что наименее подверженными авариям в 2022 году являются:
- Чеченская Республика;
- Республика Дагестан;
- Белгородская область;
- Томская область;
- Свердловская область.
Негативная статистика и наибольшее количество автомобилей, попавших в аварии, наблюдается в следующих регионах:
- Калужская область;
- Владимирская область;
- Чувашия;
- Алтай;
- Еврейская автономная область;
- Калмыкия. И этот регион находится в лидерах, с показателем, в 4 раза превышающим предпоследнее место. Это означает, что вероятность попасть в ДТП увеличивается почти в 20 раз по сравнению с наиболее благоприятными регионами.
По виду транспорта
Что касается видов транспорта, то цифры следующие:
- наибольшее количество аварий было зафиксировано на легковых автомобилях. В 2021 году это число составило 119 026 аварий;
- для грузовиков это число составило 10 790 аварий;
- третье место занимают автобусы с числом аварий 5 535;
- следующее место занимают мотоциклисты — 4 438 случаев;
- таких ситуаций с мопедами было 2 094;
- тракторы и другие самоходные машины — 921;
- 319 — троллейбусы;
- с трамваями — 145.
Статистика на 2021 год по регионам России
Следует также иметь в виду, что количество несчастных случаев с различными последствиями сильно варьируется от региона к региону. Соответственно, причины таких ситуаций также весьма разнообразны.
Следующие статистические данные были актуальны для 2021 года:
- общая статистика несчастных случаев;
- смертельные случаи в дорожно-транспортных происшествиях;
- с участием велосипедистов;
- с участием мотоциклистов;
- с участием детей;
- на перекрестке;
- ДТП с участием пешеходов;
- на переездах;
- на частных автомобилях;
- на грузовых транспортных средствах;
- на общественном транспорте.
Общая статистика
Сегодняшняя общая статистика аварийности в различных регионах в целом не утешительна. Поэтому на дорогах необходимо соблюдать максимальную осторожность. Потому что многие водители просто не хотят соблюдать правила дорожного движения.
ВАЖНО! Как правило, именно из-за этого происходят различные аварии и другие неприятные ситуации с участием водителей.
На 2021 год общая статистика дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации выглядела следующим образом:
Общее количество несчастных случаев | 133 203 |
Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий | 16 600 человек |
Количество смертельных случаев среди детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия | 582 |
Раненых, но не умерших | 168 146 |
Раненых среди лиц моложе 18 лет | 15 860 |
Несмотря на отрицательную динамику, общее количество несчастных случаев достаточно велико. В целом, в России один из самых высоких показателей аварийности среди всех стран.
Смерть людей
Более 16 000 человек по всей стране погибают в дорожно-транспортных происшествиях. И это число значительно варьируется в зависимости от региона.
В течение 2021 года в дорожно-транспортных происшествиях по различным причинам погибло следующее количество людей с разбивкой по регионам:
Название города | Общее количество смертей по региону |
Москва | 492 |
Нижний Новгород | 379 |
Санкт-Петербург | 253 |
Ростов | 501 |
Волгоградская область | 248 |
В целом, количество смертельных случаев в разных городах не особо различается. В большинстве случаев причиной всех типов аварий является плохое качество дорожного покрытия.
Очень важным фактором также является большое количество водителей, которые используют свои транспортные средства в состоянии алкогольного опьянения.
С участием велосипедистов
Год от года велосипеды становятся все более популярными в нашей стране.
Ввиду отсутствия развитой инфраструктуры во многих городах для езды на велосипеде используются обычные проезжие части. Это основная причина аварий с участием велосипедистов.
ВАЖНО! Специальные устройства для того, чтобы сделать движущиеся велосипеды более заметными на проезжей части, используются редко.
Существуют различные причины несчастных случаев с велосипедистами. Часто последние получают серьезные травмы или просто погибают.
Опять же, большая часть несчастных случаев происходит из-за отсутствия защитных щитков и шлемов.
ВАЖНО! В настоящее время официальной статистики по несчастным случаям с велосипедистами не существует. Основной причиной этого является ситуация, связанная со статусом этого вида транспорта.
Согласно законодательству, велосипед не считается транспортным средством. Поэтому аварии с участием велосипедистов не рассматриваются отдельно от других аварий.
По неофициальным данным, статистика несчастных случаев с велосипедистами выглядит следующим образом:
Аварии с участием велосипедистов по вине водителей автомобилей | 158 |
Травмы | 160 |
Смерти | 2 |
Приведенные выше данные относятся к Москве и Московской области. Однако эти данные могут существенно отличаться от фактических.
С мотоциклами
Езда на мотоцикле — один из самых опасных и экстремальных на сегодняшний день. Именно из-за опасности, связанной с этим видом транспорта, происходит большое количество аварий с участием мотоциклов.
Чаще всего виновником аварии является водитель двухколесного транспортного средства.
Обычно основной причиной является пренебрежение правилами дорожного движения, опасное вождение и поломка мотоцикла.
ВАЖНО! Следовательно, количество смертельных случаев среди водителей мотоциклов намного выше, чем среди водителей автомобилей.
Опять же, согласно официальной статистике, мотоциклисты попадают в аварии со смертельным исходом в 29 раз чаще, чем водители автомобилей.
Объяснение довольно простое — при управлении обычным автомобилем водитель защищен кузовом. Кроме того, мотоцикл в большинстве случаев способен развивать большую скорость.
В 2021 году произошел примерно 181 несчастный случай с участием мотоциклов. В то же время по сравнению с предыдущим годом эта цифра изменилась следующим образом:
Общее количество несчастных случаев | снизилось на 23% |
Число погибших в таких авариях | снизилось на 28,9% |
Количество пострадавших | снизилось на 23,5% |
За последние 12 лет общее количество несчастных случаев с участием мотоциклов | сократилось в два раза |
С детьми
В настоящее время в автомобильные аварии попадает столько же детей, сколько и взрослых. Особенно в школьный период.
Большинство аварий происходит на пешеходных переходах — когда дети просто не соблюдают правила перехода дороги.
Статистика за весь 2021 год выглядит следующим образом:
Несчастные случаи с участием несовершеннолетних | 5 300 |
Несчастные случаи со смертельным исходом | 164 |
Плохие дороги стали причиной аварий с участием детей | 7 000 |
Общее число погибших | 445 |
Общее количество раненых | 7 500 |
В целом, количество пострадавших несовершеннолетних в дорожно-транспортных происшествиях несколько снизилось. В основном это связано с прямым сотрудничеством между сотрудниками школ и инспекцией по безопасности дорожного движения.
ВАЖНО! Для несовершеннолетних организуются специальные классные часы, где ведется воспитательная работа.
Ученики получают подробную информацию о надлежащем поведении на дорогах и изучают правила на уроках безопасности жизнедеятельности.
На перекрестке
Когда речь идет о безопасности дорожного движения, необходимо соблюдать осторожность при проезде перекрестков с равнозначными и неравнозначными дорогами.
ВАЖНО! Именно здесь чаще всего возникают всевозможные сложные ситуации. Как правило, причиной этого являются банальные нарушения правил дорожного движения.
Отдельная статистика для дорожно-транспортных происшествий на перекрестках:
Название города/региона | Количество несчастных случаев | Количество жертв | Травмированные |
Москва | 94 | 8 | 120 |
Нижний Новгород | 42 | 3 | 56 |
Ростов | 1218 | 333 | 1703 |
Волгоград и область | 377 | 98 | 481 |
Коми | 259 | 61 | 405 |
Несчастные случаи с участием пешеходов
Несчастные случаи с участием пешеходов также довольно распространены. Причиной обычно являются пешеходы.
Невнимательность водителя и нарушение правил дорожного движения встречаются реже.
Опять же, существует отдельная статистика по ДТП, произошедшим по вине пешеходов — для разных городов:
Название города/региона | Количество несчастных случаев | Количество погибших | Травмированные |
Томск и область | 193 | 20 | 181 |
Красноярский край | 965 | 92 | 914 |
Иркутская область | 775 | 100 | 699 |
На переездах
Железнодорожные переезды — одно из самых проблемных мест на дороге. В таких зонах действуют специальные правила. Однако нередко водители нарушают их. Из-за этого происходят различные несчастные случаи. Статистика по ним ведется отдельно — так же, как и по авариям на перекрестках.
Сама статистика выглядит следующим образом:
Название города/региона | Общее количество несчастных случаев | Всего смертей | Общее количество раненых |
Москва и область | 3 | 2 | 1 |
Санкт-Петербург | 6 | 4 | 5 |
Иркутская область | 4 | 3 | 3 |
На частных автомобилях
Отдельная статистика ведется по авариям с транспортными средствами, управляемыми владельцами. Статистика неутешительна.
ВАЖНО! С каждым годом таких аварий становится все больше и больше. На это есть разные причины. Водители, недавно получившие водительские права, чаще попадают в аварии.
Статистика ДТП с участием легковых автомобилей выглядит следующим образом:
Город/регион | Количество, всего | Всего смертей | Травмированные |
Москва | 5 100 | 270 | 5 800 |
Алтайский край | 1 580 | 170 | 2 145 |
Хабаровский край | 1 020 | 120 | 1 345 |
Амурская область | 740 | 90 | 1 020 |
На грузовом транспорте
Грузовые автомобили — это отдельная категория. Они попадают в аварии лишь немного реже, чем легковые автомобили. Количество аварий лишь немного ниже, чем у легковых автомобилей, поэтому в статистике ГИБДД для них есть отдельная графа.
Опять же, цифры значительно отличаются от города к городу. В 2021 году наблюдалась отрицательная динамика — количество ДТП с участием грузовиков значительно снизилось.
Однако количество погибших и раненых было не намного меньше:
Название города/региона | Количество несчастных случаев | Количество погибших | Травмированные |
Москва и области | 434 | 40 | 500 |
Санкт-Петербург | 270 | 20 | 350 |
Ростовская область | 220 | 30 | 280 |
На общественном транспорте
Статистика аварий с участием общественного транспорта также заслуживает внимания. Использование общественного транспорта имеет некоторые особенности. В результате аварии с участием автобусов происходят относительно редко. Для маршруток ситуация иная.
Во многих городах они являются основным источником опасности на дорогах:
Название города/региона | Количество несчастных случаев | Всего смертей | Травмы |
Москва | 2 000 | 90 | 2 540 |
Санкт-Петербург | 1 540 | 54 | 1 945 |
Ростовская область | 1 345 | 145 | 1 870 |
Количество аварий по маркам автомобилей
Количество аварий значительно варьируется в зависимости от марки автомобиля. Большинство аварий происходит с участием очень старых автомобилей или автомобилей с мощными двигателями, владельцы которых часто превышают скорость.
Следовательно, причины аварий вполне стандартны — несоблюдение правил дорожного движения и превышение скорости.
Статистика выглядит следующим образом:
Модель | Смерти | Аварии |
KIA | 150 | 100 |
Nissan | 141 | 50 |
Hyundai | 123 | 65 |
Honda | 77 | 50 |
Динамика
Что касается изменений в детской смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, то в период с 2005 по 2014 год они были следующими:
- в 2005 году на каждые 100 000 детей приходилось около 5,8 случаев гибели детей в результате автомобильных аварий;
- в 2010 году этот показатель снизился до 3,8 ребенка на 100 000 детей;
- в 2014 году наметилась тенденция к снижению до 3,6.
Однако эта статистика не утешительна, поскольку тяжесть последствий несчастных случаев с участием детей за тот же период значительно возросла. А вот как выглядят цифры по данным Росстата:
- для сравнения, в 2005 календарном году на каждую 1 000 дорожно-транспортных происшествий 1 073 ребенка имели последствия для здоровья;
- уже в 2014 году это число составило 1 102 несовершеннолетних российских гражданина.
Как показывают данные по годам, менее чем за 10 лет процент детей с тяжелыми травмами увеличился на 2,55%. Что касается других показателей, то они следующие:
- снижение общего числа смертельных случаев за 8 лет до 2012 года на 18%;
- число людей, получивших ранения в результате несчастных случаев на дорогах и улицах, увеличилось на 2,86%;
- количество несчастных случаев снизилось на 2,58%;
- количество смертельных случаев среди детей снизилось на 26,33%.
Как видите, применяемые меры эффективны и позволяют снизить неблагоприятные показатели. Однако этого недостаточно, так как Россия является неблагополучной страной по количеству аварий и их жертв.
Что делает правительство, чтобы уменьшить количество несчастных случаев?
Статистика аварий, вызванных вождением в нетрезвом виде, показывает отрицательную динамику. Причиной этого является большое количество мер, предпринимаемых государством.
К ним относятся:
- усиление контроля на дорогах со стороны правоохранительных органов;
- профилактические проверки водителей во время, до и после праздников;
- ограничения на продажу алкогольных напитков в определенных местах и в определенное время суток;
- ужесточение наказаний за вождение в нетрезвом виде.
Количество ДТП, произошедших по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также ДТП, произошедших по другим причинам, снижается год от года.
Однако следует отметить, что по сравнению с другими странами Россия негативно выделяется по количеству аварий.
На это есть много причин. Одной из наиболее серьезных и трудно преодолимых проблем является именно плохое дорожное покрытие на всей территории Российской Федерации.
Статистика ДТП позволяет определить, что именно стало причиной аварии. На основе полученных таким образом данных государство определяет методы решения проблем.